Таисия Короткова

«Темный лес»


Рано или поздно герой любой сказки попадает в темный, дремучий лес. Проходя его насквозь он либо претерпевает серьезную трансформацию, либо оказывается в новом для себя мире, либо — при определенных обстоятельствах — попадает в царство мертвых. Так в своих исследованиях известный фольклорист Владимир Пропп описывает несколько моделей, по которым выстраивается сказочный сюжет. Далее он анализирует структуру рассказов и развивает гипотезу, согласно которой народные сказки хранят в себе напоминание о древних обрядах инициации. Часто лес в сказке описан условно, без конкретных деталей, как нечто таинственное и содержащее особые места, избушки или шалаши, для совершения ритуала. В современном лесу, который пережил тысячелетия человеческой истории, тем не менее также можно обнаружить сюрреалистические постройки, которые по своей архитектуре напоминают ритуальные пирамиды наших предков. Эти объекты и природа становятся предметами изучения художницы Таисии Коротковой в серии панорамных графических работ «Темный лес».


В своих проектах Таисия Короткова исследует современное состояние науки и обращается к таким темам, как новейшие технологии репродукции человека (серия «Репродукция», 2009–2012), освоение космоса (серии «Технология», 2007, и «Музей космонавтики», 2013–2018), наследие советского промышленного комплекса (серии «Закрытая Россия» и «ИТЭФ» 2013–2015). В новой серии «Темный лес» художница расширяет географию и знакомит зрителя с руинами военных разработок времен холодной войны, которые располагаются в разных точках мира. При подготовке работ художница изучила блоги сталкеров, которые описывают свои походы на заброшенные промышленные объекты. Их рассказы подчас напоминают повествование, близкое к фольклору. Сталкеры отправляются в лес в поисках приключений, чтобы приобрести особый опыт, исследуя строго охраняемые, экологически неблагополучные и опасные для жизни «зоны». Прошедший этот путь чувствует себя героем, что сближает его с персонажами волшебной сказки. Для создания работ Таисия Короткова использовала клееные скатерти, отсылающие к ритуалу гостеприимства, ответственность за который в традиционном обществе принадлежит женщинам. Они становятся изнанкой военизированного «мужского» мира, продуцирующего оружие. Сшивая скатерти в единое полотно, художница напоминает о роли женщины как рассказчицы сказок, а также о той функции, которую выполняли женщины в древних обрядах посвящения.


Темный лес Таисии Коротковой — это пристанище таинственного, напоминающее одновременно и сказки, и Зону из повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких, где волшебное одновременно является опасным, а съедобное — ядовитым. В лишенных человеческого присутствия пейзажах секретные военные объекты оплетены деревьями, травами и кустарниками, которые могли бы произрастать рядом друг с другом только разве что в результате экологической катастрофы. Таисия Короткова предлагает зрителю пройти путь блуждающего сталкера, созерцающего крах человечества среди руин и призраков прошлого, и одновременно занять позицию включенного наблюдателя, который изучает царство грибов, способных поедать пластик, целебные и магические растения, незаметные частицы пыли и видоизмененные морской водой куски пластика. В своей книге «Стать экологичным» британский философ Тимоти Мортон советует поменять отношение к природе и принять ее нестабильность, дикость и необузданность, где человек больше не находится в исключительном положении, но выбирает новые модусы сосуществования с другими видами. В этом смысле проект Таисии Коротковой расшатывает антропоцентрическую позицию и предлагает взглянуть на науку и природу с изнанки, чтобы увидеть бесконечную сложность мира и взаимосвязанность его устройства.


Марина Бобылева